Авторизуйтесь через социальные сети
Авторизуясь на сайте через социальные сети, вы соглашаетесь с Правилами работы и Политикой конфиденциальности нашего сайта.
KOSMOPOLIT.ru ::

Страна Германия Германия

Германия. Этапы перемен в политике, в области трудовой миграции

Германия. Этапы перемен в политике, в области трудовой миграции

ФРГ ежегодно принимает не только сотни тысяч иммигрантов, но и большое количество временных работников. За последние 17 лет (1983-2000 гг.) число контрактных работников (так называемых гостевых работников - "Gastarbeiter") возросло в стране с 11,0 тыс. человек до 44,0 тыс. человек, или в 4 раза. В 2000 г. в Германии было выдано 264 тыс. разрешений на сезонную работу, что в 1,6 раза больше, чем в 1993 г. В послевоенном развитии Германии при проведении государственной политики в области трудовой иммиграции можно выделить ряд этапов.

Первый этап (середина 50-х годов- 1973 г.): период широкого набора иностранных работников для работы в Германии.

Немецкое послевоенное экономическое развитие вызвало острую нехватку рабочих рук, прежде всего в строительстве и в сфере тяжелого ручного труда. В этой связи был принят ряд программ вербовки иностранных "гостевых работников" в странах Средиземноморья для работы в Германии. В период 60-х годов правительством Германии был подписан целый ряд межправительственных соглашений - с Испанией и Грецией в 1960 г., Турцией (1961 г.), Марокко (1963 г.), Португалией (1964 г.), Тунисом (1965 г.) и Югославией (1968 г.) о наборе в этих странах для нужд немецкой экономики временной рабочей силы.

За каждого иностранного работника работодателем вносилась плата - 300 немецких марок, что составляло примерно треть месячной заработной платы.

К 1973 г. стало ясно, что в результате пробелов в немецком законодательстве большая часть временных гостевых работников, в особенности турок и югославов, получила статус постоянных жителей. Идея временного пребывания в Германии иностранных работников оказалась иллюзией, так как иностранцами использовались любые способы для невозвращения на родину. В результате в период с 1955 по 1973 гг. число иностранных работников возросло в Германии с 80,0 тыс. человек до 2,6 млн. человек, или более, чем в 30 раз. Второй этап (1973 г. - конец 80-х гг.): период резкого ограничения притока трудящихся-мигрантов из-за рубежа.

В ноябре 1973 г. после "нефтяного шока" и связанной с ней экономической депрессии, резкого увеличения безработицы Правительство ФРГ официально объявило свое решение о прекращении набора иностранной рабочей силы за рубежом и запрете использования в ФРГ иностранных трудовых мигрантов. К числу исключений относились иностранные работники из ЕС, руководящие сотрудники немецких филиалов транснациональных компаний, спортсмены, медсестры, артисты и некоторые другие категории иностранных работников. В результате в течение длительного времени в Германии получило развитие одно из самых консервативных иммиграционных законодательств в мире, практически закрывающее двери для получения рабочих виз для иностранцев не из Евросоюза.

Для ограничения иммиграции и закрытия доступа на немецкий рынок труда трудовых мигрантов были использованы не только законодательные инициативы, но и арсенал экономических мер. Чтобы сократить число заявок на рабочую силу из-за рубежа, для работодателя плата за каждого нового привлекаемого иностранного работника была увеличена с 300 до 1000 немецких марок.

В 80-е годы в результате мощного миграционного давления на Европу, связанного с развалом мировой социалистической системы и значительным ростом числа лиц, ищущих убежише и принимаемых по гуманитарным соображениям, в Германии были приняты дополнительные шаги по ограничению иммиграции, установлению более жестких требований для получения вида на жительство и немецкого гражданства. Были осуществлены меры по содействию добровольной репатриации иностранных граждан на родину. В частности, в 1984 г. были установлены "фанты на репатриацию" для безработных иностранных граждан в размере до 10,5 тыс. марок с дополнительными выплатами для их добровольного возвращения домой вместе с семьями, которыми воспользовались сорок тысяч иностранных работников.

Третий этап (период 90-х годов): реализация программ временной трудовой миграции в рамках двусторонних межгосударственных соглашений. Начиная с 1991 г. в Германии отменяется запрет на работу для иностранных граждан из стран, не входящих в Европейский Союз. Принимается ряд межправительственных соглашений, которые регулируют использование трех групп трудящихся-мигрантов:

А. Двусторонние соглашения о сезонных работниках. В начале 90-х годов эти соглашения были подписаны Германией с Хорватией, Польшей, Румынией, Словакией, Чешской Республикой, Венгрией и Болгарией. С 1992 г. по 2000 г. число разрешений на сезонную работу, выданных в Германии, увеличилось со 163,0 тыс. до 264,0 тыс., или в 1,6 раза. Большинство сезонных работников заняты в сельском и лесном хозяйстве, гостиничном секторе, сфере туризма, при обработке сельскохозяйственной продукции и на лесопильных заводах. В большинстве случаев контракты между иностранными работниками и местными компаниями заключаются до получения этими компаниями разрешения на работу для конкретных лиц, что свидетельствует о широком использовании этого канала для легализации ранее незаконных мигрантов2.

С мая 1993 г. в Германии за привлечение сезонных рабочей силы для работодателей была установлена плата в размере 100 немецких марок за каждого работника.

В. Двусторонние соглашения по проектным работникам для выполнения определенного вида услуг. Участие в работе по проекту предполагает, что иностранная компания заключает с местной компанией контракт на выполнение особого вида работ (contract of service). Для выполнения этих работ зарубежная компания на ограниченный срок привлекает и использует свою рабочую силу. Осуществление проекта не предполагает одновременный въезд в страну членов семей работников.

В двусторонних межправительственных соглашениях на выполнение работ по проекту оговариваются такие рамочные условия, как двусторонний характер соглашения, максимальная продолжительность пребывания в стране работников, участвующих в проекте, максимальная квота в год на использование иностранной рабочей силы, учет ситуации на рынке труда. Размеры зарплаты и характер условий труда работников по проекту определяются принимающей стороной. Однако саму зарплату для используемых работников и взносы на их социальное страхование выплачиваются иностранной компанией.

В период между 1989 и 1993 гг. Германия заключила такие соглашения с целым рядом стран. В их числе: Болгария, Чехия, Югославия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Словения,.Польша, Румыния, Латвия, Турция, Венгрия, Литва.

Для участия в проекте иностранные работники должны получить разрешение на работу, которое выдается только после согласования общего контракта работодателем с региональной службой занятости. Как правило, разрешения на работу выдаются на срок работы по проету, но не более, чем на два года. В отдельных случаях этот срок может быть продлен максимально до трех лет. За каждого работника по проекту потенциальный работодатель вносит плату в размере 2600 марок в год. 

В Германии динамика иностранной рабочей силы для использования в работах по проектам достигла своего пика в 1992 г., когда численность этой категории работающих достигла 95,0 тыс. человек. Большинство из них (84,0 тыс.) прибыли из стран Центральной и Восточной Европы. В последующие годы в связи с дополнительными ограничениями, вводимыми немецкой стороной, их число заметно снизилось и в 2000 г. составило 44,0 тыс. человек, т.е. более, чем вдвое меньше по сравнению с 1992 г.

C. Двусторонние соглашения о занятости гостевых работников. В соответствии с этими соглашениями предусматривается, что в ходе обмена гостевыми работниками они могут при выезде из своей страны повысить квалификацию и знание языка. Число временных работников, которые регулируются этими соглашениями, незначительно. Поэтому они не оказывают практически никакого влияния на местный рынок труда. В период 90-х годов Германия заключила соглашения в данной области с рядом стран. В их числе: Албания, Болгария, Латвия, Польша, Румыния, Российская Федерация, Словакия, Чехия, Венгрия.

Четвертый этап, период реформирования иммиграционной политики. Он начался в новом тысячелетии, когда было объявлено о начале в Германии с 1 августа 2000 г. новой программы приема иностранных компьютерных специалистов и предоставлении в рамках этой программы гринкарты для высококвалифицированных профессионалов в области компьютерной техники и информационных технологий (по аналогии с приемом иностранных специалистов в США на основании рабочей визы Н-1).

Предполагается, что в связи с возникновением дефицита квалифицированных работников в различных областях экономики и острой потребностью немецкой промышленности в специалистах по информатике в Германии в ближайшие годы будут выданы 20,0 тыс. разрешений на временное проживание и работу в ФРГ программистам и компьютерщикам из любой страны мира, включая страны, не входящие в Европейское Сообщество. С соискателями, отобранными Министерством труда ФРГ, будут заключены рабочие контракты на срок до пяти лет. При этом автоматического вида на жительства в Германии данная программа

не предусматривает. Для получения вида на жительство иностранцу необходимо прожить в Германии 7 лет.

Разрешается приезд в Германию членов семьи отобранного кандидата. Муж или жена специалиста, получившего в Германии работу, имеют также право заключить рабочий контракт на срок до 2,5 года.


Категория: Гражданство и вид на жительство


Для того, чтобы оставить сообщение, Зарегистрируйтесь

Дополнительно почитать
Батеке плато национальный парк Габона Парки и заповедники - Батеке плато национальный парк Габона
Национальный парк Батеке плато занимает территорию одноимённого плато на юго-востоке республики Габон. Основными пейзажами парка плато Батеке можно считать гигантские древние песчаные дюны, покрытые густым травяным покровом, а также участки лесистой саванны патчи, между которыми также произрастают обширные галерейные леса.

Работа, отдых и путешествия вполне совместимы - Работа, отдых и путешествия вполне совместимы
Работать в наше время приходится каждому человеку. Но в ежедневной суете обязательно необходимо найти время для отдыха. Итак, Вы решили взять на некоторое время отпуск. Чтобы он не пропал даром, необходимо хорошо все распланировать. Конечно же, можно просто отдохнуть дома, отключив интернет и телефон.